Индия страна контрастов, в том числе контрастов настроения. В один момент все раздражает, в другой ты уже склоняешься и рыдаешь в умилении... Амритсар – сильное место. И интересное. Поэтому в этом году и поехала туда во второй раз в 2011.
«Амритсар – богатый мирный город, а сикхи считаются одной из самых богатых диаспор мира.» На деле же штат Пенджаб предстал во всей красе унылыми пейзажами трущобных массивов, сопровождаемыми жарким зноем и нудными пробками. Типичный индийский автобус (со свойственной ему брутальностью) в 5 утра выехал из Дарамсалы, и через 6 часов прибыл в Амритсар. От автобусной станции до Золотого Храма 10 минут пешком.
Сикхи в общей массе показались крайне бесцеремонными. Всем обязательно нужно сфотографироваться с белым человеком. Сказать Хеллоу. Спросить откуда ты. Пожать руку. К тому же, вероятно, из-за свойственной этой местности жары в середине мая, раздражало все окружающее, и хотелось поскорее в душ и под вентилятор.
Но вскоре это волшебное место изменило состояние «я ненавижу индию» на противоположное.
Золотой храм. Сам храм – это волшебство. Солнечное сияние золота дублированное отражением в воде. Внутри храма находится огромная священная книга сикхов «Грант Сахиб», которая читается 24 часа в сутки. Чтение не прерывается ни на минуту. Священную книгу читают без перерыва в нескольких местах храмового комплекса где-то молча, где-то вслух и нараспев.
Тем, кто ничего не знает о сикхизме. Философия сикхизма проста, как мир – бог во всем, бог везде, бог в каждом. Эта религия возникла в среде мусульманства и индуизма в 16 веке. Религия сикхов заслужена ими кровью и страданиями. Не смотря на гонения со стороны мусульман, из религиозной общины она в свое время трансформировалась в сикхистскую военную империю. Философия сикхизма отвергает касты, варны, неравенство полов и любую прочую дискриминацию.
Его основатель, гуру Нанак сорок лет путешествовал по Азии пешком, побывал во многих местах – от Непала до Аравии.
Слово «сикх» означает «лев», оно же и является обязательным дополнением фамилии представителя этого народа. Зрелые мужчины – сикхи носят чалму, юноши – подобие банданы с узелком на лбу, а дети – маленький платочек на голове.
Непременные 5 атрибутов каждого сикха, соблюдающего традиции: Keshas (волосы, которые не принято стричь), Kangha (гребень в волосах), Kara (металлический браслет на запястье), Kirpan (кинжал), Kachha (нижнее белье, или штаны особого покроя). Современная молодежь, правда, оставила за собой только браслеты. Зато ортодоксальные сикхи очнь любят оружие и носят с собой копья, мечи и прочие колюще-режущие изделия.
Ходить по территории храма необходимо босиком, в закрытой одежде и обязательно с покрытой головой (это касается и мужчин, и женщин)
Если идти на звук громыхающей посуды, можно набрести на столовую. Бесплатная столовая при храме работает 24 часа в сутки и обслуживает всех желающих. Вовнутрь попасть, как и по всей территории храма, можно только босиком. На входе выдаётся жестяной набор – плошка, плоская тарелка и даже ложка, что совсем нетипично для бесплатного индийского сервиса. В меню типичная пенджабской северная кухня – белый рис, дал (чечевичный суп), сабджи, лепешка-чапати и плошка с горячей водой. (см. индийская кухня) Трапезничающие рассаживаются на полу на длинных половиках (всё очень знакомо). Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях, и постоянно предлагают добавку. При раздаче чапати надо выставить обе ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Как объяснили, этим демонстрируется смирение и укрощается гордыня.
Не так часто можно встретить место, где на религии не делают деньги. По крайней мере, в мае 2009 года создалось именно такое впечатление. Вход – свободный. Расселиться на территории дворца в Dormitary room (на 3-ех человек) можно бесплатно. Я хотела жить одна, и меня поселили в трехместный номер за 100 рупий. (2$)
При втором же посещении Амритсара в апреле 2011 года, выяснилось, что с некоторых пор в отель при Золотом дворце больше не разрешают селить иностранцев. Для неиндийских граждан предусмотрено dormitory (общежитие) – миленькие такие комнаты без окон.
Общежитие для иностранцев.
Если не нравится общежитие, можно стать ближе к народу и лечь спать с паломниками, которым не хватило места в комнатах.
Можно остановиться в одной из многочисленных гостиниц за пределами Храма, но там поджидает обычный индийский шумный город.
Либо остаётся только сократить время пребывания в Амритсаре до одного дня без ночёвки, посмотреть церемонию на границе Индии с Пакистаном, вечернюю церемонию в храме (около 22 00) и уехать. НО! Тогда можно пройти мимо чуда. Самые сильные переживания, глубокие откровения, испытала я именно в этом удивительном месте.
И все же, что-то разительно отличает это место от типичной индии? Точно!
Золотой храм в Амритсаре – центр паломничество сикхов, «сикхиская мекка», и здесь нет ни одного нищего, попрошайки или калеки.
В храме бесплатно предоставляют жилье на три дня и в огромной столовой кормят всех желающих 24 часа в сутки, и при этом я не заметила ни одного подобия индийского садху.
Судя по всему, сикхизм наиболее близок к истине. По крайней мере, Бог наградил этот народ отменным здоровьем, материальным благополучием, тюрбаном на голове и 80-ю процентами состава в индийской армии, так что это вполне компенсирует недостаток приличного поведения, морально-этических норм и сексуальную озабоченность.
Ещё несколько характерных кадров из жизни индийского города Амритсар.
Паломники сюда едут «грузовиками».
Продавец фруктов умело разделывает ананас.
При таком количестве овощей и фруктов, сами индусы предпочитают Кока-Колу…
И быстрорастворимую лапшу магги…
Добраться. Из Дхарамсалы – на такси, либо на автобусе (5 – 6 часов). Из Ришикеша – на поезде (вечерний поезд из Харидвара).
Экскурсия из Амритсара –Граница Индии с Пакистаном, или Wagah BorderCeremony