Аюрведа (в переводе с санскрита – «наука жизни») – традиционная индийская медицина, не соответствующая современным научным стандартам, но позволяющая успешно лечить людей и предупреждать болезни. Она окончательно сформировалась к середине первого тысячелетия до нашей эры и с тех пор почти не менялась. Главными источниками теоретических и практических знаний в аюрведе служат трактаты «Сушрута самхита» и «Чарака самхита», написанные 2500 лет назад.
Согласно аюрведе, весь видимый мир, включая тела животных и людей, создается игрой пяти стихий: воды, земли, ветра, огня и эфира (панчамахабхута). В живом существе эти стихии порождают три доши – три энергии, управляющие базовыми физиологическими функциями.
Они присутствуют в организме с момента зачатия и формируют семь тканей (дхату), из которых состоит тело. Соотношение дош, свойственное человеку от рождения, называется пракрити. От пракрити зависят телосложение и внешность человека, его характер, склонности и предрасположенность к тем или иным заболеваниям. У большинства людей пракрити с рождения неуравновешена. Но именно в состоянии неравновесия человек чувствует себя здоровым. Чтобы сохранить его навсегда, необходимо соблюдать режим дня и года (диначарья и ритучарья), придерживаться диеты, благоприятной для конкретного типа пракрити, и принимать тонизирующие препараты, рекомендованные для конкретной возрастной группы (расаяна). Недомогания и болезни начинаются с возникновением викрити, то есть в тех случаях, когда соотношение дош отклоняется от изначального. Поэтому аюрведический доктор (вайдья) видит свою главную задачу не в лечении того или иного больного органа, а в восстановлении пракрити пациента. Эта метафизическая задача решается вполне материальными средствами: лекарствами (дравья), массажем, очистительными процедурами (панчакарма), рефлексотерапией (марма), а при необходимости – хирургическим вмешательством. «Энергетическое целительство», «заряженная вода» и прочие магические приемы в аюрведе не применяются. До середины второго тысячелетия нашей эры аюрведа была самой развитой и передовой медицинской системой, из которой многое почерпнули и тибетская, и арабская, и европейская лечебные практики. Затем наступили века упадка, и лишь с обретением Индией независимости аюрведа получила второе дыхание. Сегодня она имеет статус национального достояния Индии, всесторонне изучается, преподается в вузах, широко применяется внутри страны и успешно экспортируется.
Каждая доша представляет собой весьма неуравновешенное сочетание пяти стихий. В вата-доше доминирует Воздух, разреженный Эфиром; в капхе – Вода с примесью Земли; впитте – Огонь, заливаемый Водой.
Сами доши тоже редко находятся в равновесии: обычно в организме с рождения преобладает какая-то одна (вата-пракрити, питта-пракрити и капха-пракрити). Иногда две доши равны по силе и доминируют над третьей (вата-питта-пракрити, капха-питта-пракрити и питта-вата-пракрити), и в совсем уже редких случаях все три доши уравновешены (самадхата).
Равновесие дош – залог крепкого здоровья и долгой жизни. Причем достигнуть этого равновесия невозможно, оно должно сложиться при рождении. Исходное соотношение дош (пракрити) – это фундамент, определяющий внешний вид и внутренние процессы, происходящие в организме человека.
Находясь в дисгармонии, они разрушают тело и они же поддерживают его, когда пребывают в гармонии»,– говорится в древнем трактате «Аштанга хридайя самхита».
Доши присутствуют в каждой клетке организма, но основное место их локализации – нижняя часть туловища. Поскольку древние индийские ученые не делали различий между материей и энергией, они наделяли доши вполне материальными качествами: горячая, холодная, легкая, тяжелая, маслянистая, шершавая и так далее. Все три доши принимают непосредственное участие в пищеварении, создавая из питательных веществ семь типов биологических тканей (дхату) и четыре типа нечистот (мала). Поэтому некоторые современные авторы отождествляют доши с тремя базовыми процессами обмена веществ: перевариванием и усвоением (питта), синтезом тканей (капха) и выведением отходов (вата). Это отождествление в целом верно, но неполно, поскольку у дош есть множество других функций.
По аюрведе здоровый человек тот, в ком три фундаментальные жизненные силы доши – воздух (вата), огонь (питта) и земля (капха) – находятся в равновесии. При нарушении этого равновесия здоровье ухудшается. В каждом из нас представлены все три доши, но доминирует одна или две. Чтобы начать правильно питаться, нужно сначала определить главную дошу.
ВАТА (воздух+эфир)
Вата на санскрите означает «двигаться», соответственно движение есть суть конституции и темперамента таких людей.
Элементами вата являются воздух и эфир, что определяет физические и психические особенности этой доши. Для ваты характерны легкость (тела, мыслей, принятия решений), сухость (кожи, волос, губ), холодность (рук, ног) и тонкость (костей, телосложения, ощущений, воображения).
Вата-люди импульсивны, непредсказуемы, полны энтузиазма. Именно эта доша верховодит двумя другими и, если она выходит из равновесия, то расстраивает весь организм. Вот уж поистине, посеешь ветер – пожнешь бурю.
Свойства ваты определяют правила жизни. Чтобы ровный прохладный бриз не превратился в разрушительный торнадо, представители этой доши должны избегать переохлаждения, стремиться к регулярности во всем, особенно в питании. Для умиротворения ваты важны тишина, солнечный свет и яркие цвета.
Воздушную дошу надо умасливать в прямом смысле слова. Диета ваты сильно отличается от пищевых рационов питты и капхи. Для нее хороши и полезны густые супы, свежий хлеб и даже пироги – словом, обильная сытная пища. Все продукты с соленым, кислым и сладким вкусом, а также жиры и масла – лучшее лекарство для утративших баланс людей типа вата.
КАПХА (вода+земля)
Слово «капха» состоит из двух корней и переводится как «вода» и «процветание». По этим ключевым словам можно судить и о характере, и о строении тела людей с доминантой капха.
Капха – это самая спокойная и медлительная пракрити. Обычно это люди широкие в кости, мускулистые или полные. Они последовательны и неторопливы во всем, но именно чрезмерная замедленность может вывести эту дошу из равновесия. Избыточный вес, долгий сон, депрессия – вот показатели того, что капха излишне «приземлилась» и ее нужно «взрыхлить». Если вата или питта часто нуждаются в отдыхе и покое, то капхе необходимы активность и стимуляция.
Капха, то есть «вода» и «земля»,– плотная, устойчивая, медлительная доша, поэтому основная характеристика людей с такой конституцией – склонность к полноте. Даже волосы и кожа у них, как правило, жирные. Чтобы капха-люди жили долго и счастливо, им следует употреблять острые и горькие продукты, больше овощей (за исключением картофеля и помидоров). Из продуктов животного происхождения капхам разрешается белое мясо птицы и креветки. Никаких орехов и семян (за исключением тыквенных и подсолнечных), молочных продуктов и растительных масел (только кукурузное, да и то в небольшом количестве). Из сладостей можно мед.
Главная диетическая заповедь этой пракрити – избегать переедания. Капхам можно посочувствовать, потому что всякие вкусности вредят их здоровью. Сладости, жирные, в том числе молочные, продукты следует заменить свежими фруктами и овощами. Аюрведа рекомендует обрабатывать пищу, но людям этой пракрити разрешает употреблять сырую, поскольку капха – это «земляная» доша. Среди других советов – специи для ускорения пищеварения, только горячие и желательно легкие блюда.
ПИТТА (огонь)
Слово «питта» происходит от санскритского «тапа», то есть «греть», и это определяет характерные качества людей этой пракрити. Питта горячая (температура тела, аппетит и пищеварение), маслянистая (кожа, волосы), острая (взгляд, черты лица, реакция). Питта-люди пылкие, храбрые, целеустремленные, но их часто сжигает гнев, раздражительность, нетерпимость – дисбаланс доши мгновенно проявляет эти негативные эмоции.
Питта, то есть «огонь» и «вода»,– олицетворение нормы: средний рост, средний вес, в меру развитые мышцы и скелет. У таких людей от природы хорошее пищеварение и, как следствие, зверский аппетит. Они очень легко набирают вес и так же легко сбрасывают его. Им лучше отказаться от кислого и острого, не есть мяса, орехов, семян, жирных молочных продуктов и острых пряностей, потому что все эти продукты разжигают и без того сильный огонь питты. Людям этой доши рекомендуется использовать неострые пряности (кориандр, кардамон и фенхель), которые не дают разгореться огню. Также разрешены кокосовое масло и все бобовые, кроме чечевицы.
Не надо быть мастером аюрведы, чтобы понять: уравновешивает огненную дошу умеренность во всем, прохлада, отказ от стимуляторов. Нейтральные цветовые гаммы в одежде и интерьере – правильный выбор для питты. Ей рекомендуется много времени проводить у воды, будь то озеро, море или река. Красно-желтые тона в интерьере, одежде и еде могут стать топливом, которым питта распалит костер.
С едой отношения у людей этой пракрити непростые. С одной стороны, питта легко переваривает все, что кинут в ее постоянно горящий очаг, с другой – она не должна злоупотреблять своим хорошим аппетитом. Острая, кислая и соленая пища делает питту еще более агрессивной, а вот вяжущая и горькая помогает справиться с внутренним жаром. Овощи, салаты, любые вегетарианские блюда, в том числе каши и бобовые, составят идеальное меню для горячих людей. Интересно, что находящаяся под аюрведическим запретом холодная еда, включая молоко и мороженое, очень даже полезна для тех, чья стихия огонь.
Чтобы наблюдать за игрой трех дош в организме, не нужно быть экстрасенсом. Аюрведический доктор (вайдья) узнает о дисбалансе той или иной доши (викрити) по цвету лица и языка, состоянию глаз и кожи, звучанию голоса, ритму пульса, а также из визуального анализа мочи и кала. Те же диагностические приемы применяет и хороший «западный» доктор, разница только в формулировке диагноза. Точное название болезни волнует аюрведического врача в наименьшей степени: если он понял, что происходит с дошами, значит, он знает, как лечить человека. Принцип лечения для всех болезней в аюрведе один и тот же: восстановление пракрити. И даже если у болезни нет названия, ее можно вылечить по тому же принципу.