Вступление. 15 дней в Тибете =>
Часть первая. Дорога к Кайлашу =>
Кора вокруг Кайлаша.
Гора Кайлаш (Kailash), 6 714 м – для последователей четырех религий (буддизма, индуизма, бон и джайнизма, а это – около половины населения планеты) она является центром Земли и Вселенной.
Считается, что никто из людей никогда не поднимался на заповедную гору – обитель богов. Паломники обходят ее по кругу. Говорят, что в результате одной кОры вокруг Кайлаша стираются грехи, накопленные в течение настоящей жизни, в то время как 108 кругов обеспечивают полное просветление.
Кора, протяженностью 53 км, обычно продолжается 3 дня. Первый день коры. Начало пути.
Вид на Кайлаш с монастыря Чугу (4 800 м).
Чтобы не нести на своих спинах тяжёлые рюкзаки, иностранные паломники обычно делят свою карму с яками.
Яки тащат на себе еду, одежду, одеяла, спальные мешки.
Тибетцы же идут налегке.
Специальный обряд почитания – нёндра – призван особо глубоко очистить карму молящегося. В этот обряд входит начитывание мантр (один круг – 108 раз) и простирание – земной поклон, в конце которого человек во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню,тибетцы своим телом обмеряют путь поклонения.
Некоторые тибетцы проходят весь путь за один день, а те, кто совершает простирание – за 15-20 дней.
Приверженцы добуддистской религии Бон обходят гору против часовой стрелки. Как утверждают ламы Бон, это отличие не принципиально, все зависит откуда смотреть на процесс: изнутри или снаружи.
Ночью тибетцы чаще всего спят под открытым небом, накрывшись одеялом или ячьей шкурой. Паломники из других стран и туристы останавливаются в гэст-хаусах или в палатках, которые вместе с другим грузом перевозят яки.
Окончание первого дня коры у монастыря Дхира Пхук (4 950м).
Отсюда открывается панорама северного лица Кайлаша.
Второй день – самый трудный и самый важный день Коры. Переход через перевал Дролма Ла (Dolma La, 5470м).
Тибетцы верят, что с перевала начинается новая жизнь; что пересекая эту точку, мы избавляемся от наработанной кармы, и начинаем свою жизнь с чистого листа.
Сам перевал – это вытянутая горизонтальная площадка, с большим камнем, шестом и растяжками буддистских флажков.
Еще есть традиция – принести на перевал свою растяжку с буддистскими флажками.
Если на флажках написать желание и срок его исполнения, то это желание сбудется.
Спуск по заснеженной тропе приводит к к озерцу Тудже Ченпо (5 608м), которое считается ванной Парвати, супруги великого Шивы.
Третий день коры – самый короткий. Паломников встречают на джипах и везут обратно, через посёлок Дарчен на озеро Маносаровар.
Озеро Маносаровар (Lake Manasarover, 4 520м). По тибетским повериям, озеро Манасаровар – это врата духов, связывающие наш физический мир с миром потусторонним.
Вид на озеро с ближайшего монастыря.
Вид на гостиницу и на монастырь...
...и на гостиничный номер, в котором мы ночуем.
Здесь, на Маносароваре, нам дали возможность помыться в горячих источниках. Выглядят источники достаточно прозаично – несколько деревянных кадок, в которые из единственного крана льётся обжигающе горячая вода.
Для того, чтобы соблюсти гигиену, в ванную кладётся огромный одноразовый пакет. Когда опускаешь своё измождённое дорогой тело в воду, то чувствуешь себя сваренным заживо лобстером. Зато, это единственная возможность помыться за 18 дней в Тибете, не считая омовения в ледяном Маносароваре.
На озере у нас также есть день на прогулку по окрестностям.
На подходе к монастырю Чиу.
Вид сверху.
Внутри монастыря хранятся священные писания. Правда, рукописные оригиналы были сожжены в своё время китайцами вместе с монастырём. Монастырь был восстановлен, а к отпечатанным и выданным китайским правительством молитвам никто теперь не прикасается, считая, что они утратили свою ценность.
Вокруг монастыря бродят тибетцы, нашёптывая мантры и раскручивая молельные барабаны.
Из-за оглушающей пустоты создаётся иллюзия космического пространства.
Дарчен (4 670 м). Это отправная и одновременно завершающая точка коры.
В городке Дарчен есть госпиталь, пара местных ресторанов и бильярдные под открытым воздухом.
Тибетские жилища.
Главная улица Дарчена.
Джип с паломниками.
На обратном пути мы не задерживались ни в Дарчене, ни где-либо ещё. Мы ехали быстро, стараясь делать как можно меньше остановок. По возвращению в Непал буйство ярких красок ударило по глазам, а воздух стал проникать в легкие с лёгкостью наполняя изнутри чувством свободы и счастья.
Стефания.
В материале помимо моих фотографий, использованы фото Леры, Люси, Натали и Андрея.